Любая онлайновая игра отличается от оффлайновой прежде всего тем, что в
ней нужно учиться играть в команде. Никто не мешает вам качать персонажа
так, как вы сами того хотите, никто не будет указывать, как именно
лучше убивать монстров и какими заклинаниями пользоваться во время
соло-игры. Но как только вы попали в партию или рейд и собрались в поход
в инстанс - приготовьтесь к тому, что лидер партии (и особенно рейда)
потребует от вас знания особенностей, сильных сторон вашего класса и
применения их на полную катушку. Все классы в World of Warcraft (как
и во многих других онлайновых играх) можно разделить на несколько
стандартных групп: танки, хилеры, дамагеры и саппорты. Основная
обязанность танков - удерживать на себе монстров и боссов и не
допускать, чтобы они бегали по рейду и убивали других игроков. Кто такие
хилеры и дамагеры, думаю, объяснять не нужно, но если вы думаете, что
первые должны только лечить, а вторые - только лупить по боссу всем, что
есть под рукой, то глубоко ошибаетесь. Возможно, стиль игры «на
трех любимых кнопках» и будет актуален до какого-то уровня, но чем
старше вы будете становиться, тем более изощренное владение своим
классом от вас потребуется. Настоящий хардкор начинается в элитных
подземельях The Burning Crusade - именно там проверяется, насколько
доросший до 70-го уровня персонаж знает, что вообще собой представляет
его класс. Для обычного человека, у которого помимо WoW есть еще
семья, работа, друзья и прочие увлечения и для которого игра не является
единственным средством самореализации, поход в инстанс иногда
становится тихим кошмаром. Лидер требует чего-то, о чем он и слыхом не
слыхивал, вайп следует за вайпом, а удовольствие от игры сводится к
единственной мысли - поскорее бы этот ужас закончился. Поэтому сегодня
мы начнем рассказ об обязанностях каждого класса в инстансах. Зная их,
вы во всяком случае всегда поймете, что от вас требуют и зачем.
Воин (Warrior) Воин
в зависимости от типа прокачки может быть танком или дамагером. Если вы
хотите как можно чаще ходить по инстансам, приготовьтесь стать именно
танком, то есть вложите максимум очков в ветку защиты. Если стиль игры
мощной, почти непробиваемой, но и почти не наносящей повреждений
железной банкой вас мало радует, обзаведитесь хотя бы комплектом одежды с
максимальной защитой и всегда носите с собой одноручное оружие и щит. Танк
- тот самый персонаж, которого должны бить все монстры в инстансе. Для
этого ему постоянно нужно поддерживать их ненависть к себе или агро.
Фактически большая часть способностей воина заточена именно под это:
почти не нанося урона, хороший танк способен так крепко «посадить» на
себя монстра, что тот совершенно не будет обращать внимания на всех
прочих членов партии, как бы сильно они его ни били. Первые несколько
секунд боя воин-танк всегда бьет свою цель один - в это время он
набирает начальное агро. Очень часто в инстансах используется «правило
пяти сандеров» - общая атака начинается только тогда, когда воин пять
раз применит на цель способность Sunder Armor. В больших рейдах
обычно бывает несколько воинов, и в этом случае кто-то из них становится
первым танком (MT - Main Tank), кто-то - запасным (OT - Off Tank).
Задача второго танка - набирать агро следом за MT, чтобы в случае если
первый танк будет убит или выведен из боя, тут же перехватить босса и не
дать ему переключиться на прочих участников рейда. Воин-танк - одна
из самых нужных, почетных и... нервных должностей в группе. Будучи
танком, вы всегда найдете группу для похода в инстанс. Но если вы только
начинаете играть в WoW, воин - не самый лучший выбор. Ошибки воина
обычно непростительны и заканчиваются всеобщим вайпом, сопровождаемым
громкими и очень непечатными выражениями в духе « this stupid warr!».
Паладин (Paladin) Паладин,
этот заслуженный читер-класс WoW, в инстансах нужен по большей части
из-за так называемых аур и блессов. Это чистой воды саппорт-класс (то
есть класс поддержки): даже единственный паладин в рейде на 25 человек
может существенно усилить его. В группе на 5 человек и в не самом
тяжелом инстансе паладин может быть танком (поскольку носит тяжелую
броню) - но это будет танк, почти не умеющий удерживать агро. Может быть
и хилером, но он уступает присту. В роли дамагера паладин наносит
весьма незначительный урон. Поэтому, как правило, паладин в группе - на
все руки мастер: и подлечить, и подамажить, и применить какую-то
способность (а их у паладина масса). Во-первых, паладин умеет одним
махом снимать со своих сопартийцев все вредные эффекты болезней, ядов и
магии. Более того, он умеет обнулять эффекты, которые не снимаются никем
более, что делает этот класс фактически незаменимым во многих
подземельях. Во-вторых, он в силу своей «святости» наносит хороший урон
мертвякам (Undead) и единственный из всех классов умеет их распугивать
(Fear Undead). В-третьих, паладин умеет поднимать мертвых товарищей
(Resurrect). В критической ситуации, когда смерть всей партии уже
неминуема, паладин может ценой собственной жизни обеспечить группе
«безопасный вайп», применив Divine Intervention. Суть этой способности -
вывести из боя на три минуты одного из членов партии (как правило,
приста), чтобы затем тот мог воскресить всех остальных. Основная же
обязанность паладина в группе и особенно в рейде - служить бафф-машиной.
Вам нужно будет в оба глаза смотреть за своими товарищами и постоянно
обновлять висящие на них блессы. Хорошо знающий свой класс паладин может
несказанно облегчить жизнь партии в инстансе, но даже если он играет
так, будто только вчера увидел Азерот, - на это могут и не обратить
особого внимания; главное - не забывайте обновлять блессы и не лезьте
вперед батьки (то есть танка) в самое пекло.
Друид (Druid) До
старта The Burning Crusade друиды считались одними из лучших хилеров в
WoW. Сейчас же они стали чуть ли не лучшими танками - в форме медведя
хорошо одетый друид приобретает какие-то абсолютно запредельные
показатели жизни и брони. Правда, возможностей удерживать агро у них не
так и много (а точнее - всего 2 таунта), но практика прохождения
инстансов с танкующим друидом показывает на удивление неплохие
результаты. В рейдовых подземельях так называемые feral-друиды
(прокачанные по ветке умений с соответствующим названием) иногда
ставятся на место второго танка. Друид в партии - это ко всему
прочему отличные баффы и возможность быстро восстановить ману
(Innervate, обычно накладывается на приста в сложном бою). Кроме того,
только друиды умеют воскрешать персонажа, находясь в бою (Battle
Resurrection). Этот класс также может снимать вредные эффекты ядов и
проклятий, а их лечащие заклинания, рассчитанные на время (hot - heal
over time), по праву считаются одними из лучших. Играя друидом, не
забывайте поддерживать «лапку» (бафф, повышающий параметры и защиты от
различных видов магии) на всех членах партии и «корни» (бафф, наносящий
удар всякому, кто стукнет его обладателя) на воинах. Учтите, что,
находясь в форме любого животного, вы не сможете пользоваться некоторыми
заклинаниями, взамен приобретая другие способности. Скажем, в форме
медведя друид дает хороший бонус всем классам своей группы, бьющимся
холодным оружием, а в форме мункина - неплохо повышает параметры
кастеров. В принципе, друид «всеяден», и любая партия примет его с
распростертыми объятиями. Конкретные обязанности друида в партии очень
сильно будут зависеть как от его уклона в прокачке, так и от состава
партии.
Маг (Mage) Первый дамагер, перегнать которого -
честь для любого класса, хоть как-то умеющего драться. С хорошо одетым,
правильно прокачанным и умеющим играть магом любой инстанс будет пройден
втрое быстрее, чем обычно. Беда с этим классом лишь одна - увлеченные
подсчетом собственного DPS (damage per second - количество урона в
секунду), представители этого класса зачастую забывают, что Blizzard
наделила их такой прорвой всяческих нужных в партии и рейде
способностей, что другим классам остается лишь тихо умереть от зависти. Первое,
что делает маг, войдя в инстанс, - баффает группу на повышение
интеллекта. Затем делает воду и еду на всех членов партии. После этого
заготавливает для себя мана-камень, желательно двух видов (действуют как
обычные бутылки маны). Потом маг пьет - и он готов к бою. Кроме
прямого урона, который требуется от мага в инстансе, он должен уметь
оперативно выводить лишних противников из боя. Для этого у него есть
способность превращать одного из монстров в овцу либо какую-то другую
безобидную зверушку. Через некоторое время эффект заклинания спадает, и
магу приходится повторить процедуру «овцевания». Кроме того, маг
умеет дебаффать некоторые вредные эффекты, сбивать заклинания монстров и
определять, что они сейчас колдуют. Но самая интересная способность
мага - воровать способности монстров. Иногда маги пользуются ею в
качестве развлечения - и проходят часть инстанса в форме какой-нибудь
местной зверюги, но больше всего эта способность нужна в серьезных
подземельях. Качество игры магом не в последнюю степень проверяется
количеством его смертей в инстансе. Во-первых, нормальный маг не будет
рвать с танка агро, а во-вторых, даже случись такое, сумеет вовремя
спрятаться в блоке или моментально приморозит врагов к месту на те
несколько секунд, что нужны воину, чтобы вернуть ярость монстров на
себя. Справедливости ради отметим, что маг все же очень зависим от
приста - если тот сам не понимает, что на ближайшем пуле магу
понадобится щит, не стесняйтесь потребовать его прямым текстом. И не
забывайте про невидимость - иногда это единственный шанс спасти не
только свою шкуру, но и весь рейд.
Разбойник (Rogue) Самый
несчастный класс в инстансах. С полезностью у него, скажем так, полная
беда. Разбойники (роги) - отличные дамагеры, но необходимость подходить
вплотную к монстрам делает их в разы уязвимее магов, которые могут
швыряться своими файерболами с относительно безопасного расстояния.
Особенно это заметно в инстансах The Burning Crusade, где буквально
каждый второй босс обладает какой-нибудь зловредной атакой по территории
вокруг себя. Уж сколько раз Blizzard обещали повысить нужность
разбойников в инстансах, но ничего не меняется. В результате сейчас рог -
фактически соло-персонаж, хотя и у него есть несколько интересных
способностей, полезных в партии. Играя рогом, учтите: в инстансах
вас почти всегда будут лечить в последнюю очередь. У хилера и без того
полно проблем: в первую очередь он должен сохранить танка и мага, так
что ваша задача - самостоятельно выжить любой ценой. Используйте Feint
(сброс агро), а в критических ситуациях посыпайте голову пеплом и
скрывайтесь в третьем слое сумрака (Vanish). В ваши обязанности также
вменяется отслеживать ситуацию на поле боя, снимать монстров с пристов и
оттаскивать их к танку. В инстансе от рога помимо нанесения урона
может потребоваться Sup - способность, позволяющая вывести монстра из
боя почти на минуту. Не забывайте про яды - не только наносящие урон, но
и замедляющие, и почаще пинайте кастеров (Kick), сбивая их заклинания.
Ну и конечно же, вся партия начнет любить вас, если вы сумеете открыть
запертый сундук, - взламывать в игре умеет только разбойник.